Музей

Администрация района

Официальный интернет-портал правовой информации 

 

Собрание представителей сельского поселения Большое Ермаково муниципального района Кошкинский Самарской области

История сельского поселения Большое Ермаково

муниципального района Кошкинский

Первым населенным пунктом, возникшим на нашей теперешней территории, было, по видимому, село Ермаково. Вопрос о возникновении села достаточно сложный, поскольку письменных источников не сохранилось, но есть косвенные свидетельства. В статьях Стогова Н. (псевдоним Курскова Н.А.) «История одного редкого топонима» «Северные Нивы»,1997 г. И Сучкова А.И. «Триста лет тому…» «Северные нивы» 2001 г. говорится о

письменных и устных источниках, касающихся вопросов заселения территории Кошкинского района. В них анализируются итоги ревизии Татищевым В.Н. междуречья рек Б.Черемшан и Кондурча и приводятся данные о том, что Старое Максимкино и Ермаково были заселены одновременно, по-видимому группами родственников, переселившихся откуда-то из-под Нижнего Новгорода. Татищев свидетельствует, что у жителей Максимкино были разрешительные документы на уход со старого места жительства, относящиеся к 1701 году, а разрешения на поселение в данной местности не было. Сучков А.Н. приводит текст легенды, узнанной им у старожилов с. Максимкино о трех братьев переселенцев. Два из них (Максим и Ермак) остановились в междуречье, а Солдат отказался участвовать в споре братьев о том, кому держать разрешительную грамоту и ушел дальше на восток. После долгих споров Максим остался на берегу полноводного Черемшана, а Ермак ушел южнее, в сторону Кондурчи, где и основал поселение у впадения Козловки в Юмратку. В переписи 1710 года зафиксирована деревня Ермаково на р. Турняшево, но возникают сомнения: тот ли это населенный пункт, поскольку Ермаково есть и других районах, например, в Клявлинском районе есть Старое и Новое Ермаково. Думается, что если д. Максимкино попала под ревизию Татищева в 1737 году, то Ермаково попасть не могло, следовательно , под перепись 1710 года попала другая деревня с тем же названием.

У аборигенов с Б. Ермаково существовала другая версия возникновения поселения, связанная с исторической личностью казацкого атамана Ермака Тимофеевича. В своем походе на восток Ермак Тимофеевич шел будто бы через нашу местность, где и подвергся его отряд нападению кочевых племен калмыков. Поскольку замедлять движение своего отряда он не хотел, то раненых казаков оставил в лесу, у устья реки, впадавшей в другую, более полноводную речку, где можно было им укрыться в лесной чаще в случае нападения, а после выздоровления следовать по этой реке вслед за отрядом Ермака. Конечно, это легенда, но, возможно, в основе этой легенды лежит исторический факт. В Ермакове было много Ермаковых. Сейчас трудно установить истину, поскольку эти пограничные со степными племенами земли неоднократно приписывались то к одной губернии, то к другой. На рубеже Х1Х- ХХ вв. Б. Ермаково и д. Рябиновка , Андреевка, Антипкино, пос.Беляковский и М.Ермаково входили в Чулпановскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. Землепашцы, проживавшие на нашей территории, были государственные, т.е. налоги платили в казну государства.

По свидетельству старожилов ( Захарова Е.И. урожд.Алемасова 1889 г. Рождения, умерла в 1985 г.) с.Б.Ермаково было большим торговым селом с деревянной церковью Рождества Архангела Михаила в центре села и базарной площадью перед нею. По воскресным и праздничным дням шел большой торг, на который съезжались из окрестных селений. Около церкви было небольшое кладбище, где хоронили служители церкви и богатых торговцев и крестьян. Косвенным подтверждением этих воспоминаний являлись надгробные плиты , одна из которых цела до сих пор. Из церкви, разоренной в 1933 году активистами- безбожниками, соорудили клуб с избой-читальней. Верующие тайком спасли из разоренной церкви большую Икону Божьей Матери, которая много лет хранилась в тайниках. Сейчас эта икона в молельном доме.

Село было все в зелени, особенно в центре, около церкви. Один из богатых купцов (имени его не помнят) заложил большой плодовый сад на левом берегу Козловки, где было выкопано искусственное озеро, котлован которого до сих пор существует. Сад обсажен был тополями, а внутри этой живой изгороди росли яблони. Захарова Е.И. вспоминает, как они, девушки, весной и летом по вечерам нанимались поливать саженцы за несколько копеек за вечер. Воду носили в ведрах на коромысле из Козловки. А недалеко от сада, у самой столбовой дороги стояли две ветряные мельницы. Впоследствии во время коллективизации сад стал общественным. В 50-ые годы сад был благоустроен и расширен (агрономом тогда был Тюгашов Егор Трофимович), работало специальное садоводческое звено.

О первых поселенцах села Ерандаево почти ничего не известно. Высказывается предположение, что первоначально возникли выселки на одном из притоков Юмратки. По оврагу, где струилась маленькая речушка, бурно произрастала рябина, поэтому и назвали Рябиновкой. Только потом, но как и когда возникло другое название, стало называться поселение Ерандаево. По-видимому, первые поселенцы были русские и только потом стали селиться и чуваши. Известно точно, что среди первых переселенцев были Волковы.

Малое Ермаково, как уже ясно из самого названия, возникло также как выселки. Когда между Козловкой и Тарен-Вар не стало свободной земли для усадеб, молодые семьи стали недалеко вверх по правому берегу Юмратки. Даже расположение улиц напоминало Большое Ермаково. На начало века и вплоть до 50-тых годов деревня была многолюдна. Молодые семьи имели помногу детей. Семьи, имеющие 5,6 и более детей, не были в диковинку, как сейчас, а было это заурядным явлением. Большинство жителей М.Ермаково были связаны родством с жителями Б.Ермаково. Много фамилии в Б.Ермаково (русской его части) перекликались с фамилиями малоермаковцев. Но история этой деревни коротка. Многие его жителей не вернулись с фронтов финской и Великой Отечественной войн. После объединения колхозов жители Малого Ермакова оказались далеко от центра, на отшибе, а потом и дорогу провели далеко от деревни. Молодежь потянулась ближе к центру, к дороге. Детям стало далеко ходить в школу, и деревенька захирела. Сейчас там 2 жилых дома, где живут 4 человека.

Деревня Антипкино расположена на правом берегу Козловки, у места впадения ее безымянного притока. В начале ХХ века входила в состав Чулпановской волости Чистопольского уезда. По легенде, существовавшей среди старожилов д. Антипкино ( со слов Кувшиновой М.Г. 1946 года рождения), основали деревню переселенцы- чуваши во главе со стариком Антипом. Было из 3 семьи. Эти семьи были изгнаны из с.Чулпаново, которое тогда было почти сплошь населено русскими. Не угодил Антип и его родные чем-то Зубову - богатею чулпановскому, и вынужден был уйти из села. Возможно, отъезд был связан с нежеланием принять православие. Ушли они недалеко. Увидели место красивое: речка и на берегу березовая роща. А потом стали рядом селиться другие семьи, благо земли было много, была она плодородной. Была рыбная речка и лес рядом. Сейчас это довольно крупный населенный пункт, куда ведет асфальтированная дорога. Около ста заселенных домов, 226 человек населения, причем довольно молодого ( детей и молодежи 54 человека).

 

Деревня Андреевка.

 

По воспоминаниям старожилов, начало д. Андреевка положил рыбак Андрей, обосновавшийся на жительство возле рыбного озера почти на самой границе с сегодняшним Татарстаном. Видимо был это человек, бежавший откуда-то. Когда царское правительство стало настойчиво принуждать жителей с. Рябиновка к принятию православия, часть чувашей решила уйти из села и поселились у озера, где жил рыбак Андрей. Так и стали эти выселки называться Андреевкой по имени первого поселенца. Называют и примерную дату этого переселения: конец ХYIII - начало XIX века.

Все поселки, возникшие на берегах Юмратки, Козловки и Тарен- Вар, как правило, образованы выселенцами из Грачевки, Ермакова, Чулпанова, и некоторых других населенных пунктов или пришлыми людьми. Следовательно, возникли они гораздо позднее таких поселений как Ермаково и Грачевка.

Основная масса населения представляла собой по национальности в селе Грачевка- мордва-эрзя, с Ермаково ( западной части, прилегающей к Юмратке) русские крестьяне и ремесленники и в восточной части- чуваши ( племени «сувар») В Рябиновке также население было смешанным: русские и чуваши ( фамилии Волковы, Ивановы говорят о русских корнях теперешних жителей, а Николькины , Сидеряковы, Ярушкины- об их предках – чувашах). Некрещеные чуваши в Рябиновке живут и по настоящее время, да и крещеные иногда имеют по два имени.

 

 

 

 

 

 

село Грачевка

 

Примерно в конце XYII - началуXYIII в. Возникло на левом берегу полноводной тогда Юмратки поселение «Тюлька-веле», в переводе на русский язык «толстые чурбаки». Селение названо так неслучайно. Еще в 70-ые годы ХХ века по берегам Юмратки можно было увидеть огромные пни от росших здесь когда-то дубов, берез, вязов. Легенда гласит: бежали от непосильного гнета помещика с правого берега Волги на восток три молодых мужика: Юрий, Максим и Милан. Они поселились в лесу, надеясь, что здесь их никто не найдет. Построили землянки, а потом и избы, завели семьи. К началу XYII века поселок состоял будто бы из 13 домов. Но очень скоро поселенцы обнаружили, что на левобережье Волги их преследует другая опасность: кочевые племена нагайцев постоянно делали набеги в междуречье Черешана и Кондурчи, а из-за Кондурчи тревожили русские и мордовские поселения калмыки. Поселенцы, засеявшие свои поля на плодородных землях близ р. Юмратки, вынуждены были постоянно опасаться этих набегов и прятаться в лесу. Только в начале XYIII века, когда царские власти начали насаждать свои правила, крестить кочевые племена и стараться сделать их оседлыми, набеги постепенно прекратились, т.к. нагайцы и часть калмыков, не желавшие терять свободу, ушли дальше на восток, в степи Предуралья. Тогда поселенцы и расселились по берегу р. Юмратки. Постепенно поселок рос и ширился. Вокруг озера Баталки (теперь его почти не видно - заросло) росли огромные ветлы, на них было много грачиных гнезд. Так и стали называть - Грачевка. К концу XIX- началу XX веков это был большое населенный пункт, населяли который крестьяне, сидевшие на казенных землях и платившие налог в казну. Но жили крестьяне бедно, грамотных было очень мало. Правда была начальная школа, в которой учителем были поп и дьякон. К началу столыпинской аграрной реформы крестьяне были обложены оброчной податью, что еще больше разоряло крестьян. По столыпинской аграрной реформе в Грачевке очень многие семьи воспользовались разрешением выйти из общины на отруба. Когда в 1910 году Столыпин посетил Степно-Шенталинскую волость (туда тогда входила Грачевка) именно это селение показали Столыпину как образец благотворного действия его аграрной реформы. К приезду Столыпина была приготовлена красочная арка, разостланы ковры. Столыпин беседовал с теми мужиками, которые уже закрепили землю в свою собственность. Он обещал им хорошую безбедную жизнь. Тогда-то по его поручению и построили в с.Грачевка сельскохозяйственную школу, которую потом превратили в детский дом для детей, осиротевших в годы войны, а потом несколько десятилетий там была школа-восьмилетка.

В 1910 году дворов в селе было 109, жителей 744, 1643 десятины обрабатываемой земли, ветряная мельница, земская школа. К моменту начала коллективизации дворов было 139, жителей 818. В школе училось 73 ученика. Действовала с/х школа.

Великая Октябрьская революция не обошла стороной населенные пункты нашего сельского поселения. Советская власть была провозглашена в 1918 году. Были образованы комитеты бедноты, а в 1922 году в Грачевке и др. населенных пунктах созданы сельские Советы. Первым председателем Грачевского сельского Совета стал Карягин Максим Григорьевич, а потом Степанова Евдокия Кузьминична - одна из первых коммунисток в селе Грачевка. Очень мало сведений об образовании комитетов бедноты и ТОЗов в Ермакове и Ерандаеве. Но, как и в Грачевке, сельский Совет в Ермакове был создан в 1918 году. В разное время председателями работали Захаровы Я.Р. и П.Р.. В 1937 году Захаров Я.Р. был снят с поста председателя и отдан под суд, поскольку не смог воспрепятствовать самосуду, который ермаковцы устроили над конокрадами. Реабилитирован в 50-ые годы. В 1954 году Грачевкий, Ермаковский и Ерандаевский сельские Советы были реорганизованы в один- Б. Ермаковский сельский Совет. Хорошо известен из председателей уже объединенного сельского Совета - Апраськин Ефим Григорьевич.

1 сентября 2009 г.
Дата изменения: 24 октября 2014 г.

Вернуться

Посещаемость сайта поселения   

07.12.2015 последнее обновление информации